пятница, 26 декабря 2014 г.

Наконец-то слоны!

Это перевод очередного не очень нового обзора с БГГ. На этот раз про дополнение к Clash of Cultures, которое я вряд ли когда-нибудь куплю, но очень им интересуюсь и уже потихоньку готовлю совместно с Mangertus перевод всех его компонентов и правил.


Наконец-то слоны!

Clash of Cultures была бы, наверное, лучшей 4Х-игрой в стиле Цивилизации, и самой любимой игрой прошлого года, если бы не три основных недостатка:
  1. Там нет слонов.
  2. Желтые миниатюры остались в состоянии вечного таяния (потом это исправили).
  3. Реально, ни одного слона нигде. На коробке только. Ну и где слоны?


Слоны! (а еще кавалерия!)

Долгожданное дополнение Clash of Cultures: Civilizations недавно появилось и я рад сообщить, что оно добавляет в рецепт ванильной Clash of Cultures три мощных ингредиента и все они великолепны.

Во первых, у нас теперь на поле есть наконец-то слоны, лихо марширующие и трубящие в хоботы. Кавалерия тоже появляется впервые, позволяя вместе со слонами создавать сложные армии, в отличие от однородных толп пехоты, преобладавшей ранее в Clash of Cultures. Самое лучшее в этом, что они не заменяют пехоту, а прекрасно ее дополняют и всячески ей помогают. Кавалерия наносит дополнительный урон, когда сопряжена с пехотой, а слоны отлично поглощают урон, изредка его нанося. Все это отлично забалансировано, поскольку слонов и кавалерию довольно сложно заполучить, но об этом позже.

Варвары тоже стали посильнее. У них не только появились верховые воины, но и пираты, донимающие в море и блокирующие сбор ресурсов на большом расстоянии, если только у вас нет мощного флота, чтобы устранить их. Теперь прибрежные города уже не так привлекательны, либо настраивают игроков на строительство флота, если конечно им нужна еда и золото с морских гексов. Есть еще классная штука, делающая игру непредсказуемой, — варварские поселения начинают появляться по всему миру, что усложняет их истребление.


Нетиповые цивилизации

Больше всего в этом дополнении я переживал за цивилизационные различия. Видите ли, нравится мне управлять чистой и безымянной нацией, потому что не нужно следовать какому-то конкретному пути развития. Хочешь заполонить моря своим флотом? Пожалуйста. Хочешь стать автократическим деспотом? Легко. Бесплатное образование и тотальное исследование? Запросто. Но теперь будет четырнадцать разных цивилизаций, к каждой из которых прилагается поле дополнительных технологий и свои лидеры. Я был уверен, что это заставит мою империю развиваться определенным путем.

И да, это иногда может стать проблемой, но не так часто, как можно подумать.

Цивилизации, в основном, прекрасны. Все дают кучу своих технологий. Например, японцы могут изучить «отговорку» и отменять плохие карты действий, кочевники гунны могут перемещать свои поселения по карте, карфагеняне могут объединиться с пиратами для усиления мощи флота, а кельты могут торговать с варварскими поселениями и получать с них победные очки. У некоторых наций будут даже свои стартовые локации, как, например, у викингов, начинающих у моря, чтобы раньше воспользоваться преимуществами своих кораблей, или майя, обитающих на богатых горных плато, или египтян, выживающих в пустыне.

Лидеры — тоже изящное нововведение. Проще говоря, у вас есть фигурка лидера, которая может путешествовать по карте, давая бонусы городам и армиям. Цезарь, например, может завоевать город и сразу построить в нем солдат, не тратя на это отдельного действия. Леонид лучше сражается, если противник сильнее. Королева Боудикка может сохранить поселенца после основания города, а царь Хирам — установить дополнительные торговые пути. Не нравится лидер? Убейте его в фазе итогов и поставьте нового, только не забудьте, что всего их три, а враги могут захватывать ваших лидеров, чтобы набрать очки. Очень круто.

Кое-что меня все-таки смущает. В то время, как большинство цивилизаций предлагают множество путей развития, или хотя бы не очень четко обозначенные пути, есть пара таких, которые сильно зависят от игровой ситуации. Например, кельты. Почти все их спецтехнологии полагаются на существенное присутствие варваров на поле и, хотя одна из технологий позволяет основывать варварские поселения, на это тратится действие, что обеспечивает довольно конкретный набор стратегий, позволяющий воспользоваться преимуществами этой нации.

И снова подчеркну, что это незначительная проблема. По большому счету, все эти новые цивилизации — глоток свежего воздуха в игре. И, конечно, понадобится немало партий, чтобы понять, как они все взаимодействуют между собой.


Насколько круто звучит «аптека»?

Хоть слоны и велики (как ни ставь ударение), наверное, самым любимым нововведением я считаю новые здания. К исходной четверке (крепость, порт, храм, академия) добавились еще три.

Во-первых, рынок, дающий два преимущества: хорошее и замечательное. Хорошее в том, что вы получаете выгоду от чужих торговых маршрутов через ваш город. Да, неплохо. Однако, замечательность в том, что этот же рынок позволяет импортировать слонов и кавалерию, обеспечивая доступ любой цивилизации к этим юнитам. С одной стороны странно, что японцы смогут воевать верхом на слонах, но это вполне логично: технологии некоторых цивилизаций позволяют им нанимать юниты где угодно, а рынок превращает ваш город в отдельный центр найма юнитов.

Два остальных здания попроще, но тоже стоящие. Обелиск это гарантированное очко, поскольку он никогда не сменит владельца, даже если город падет или подвергнется чужому культурному влиянию. Это делает его интересным выбором для города, которому угрожают чужие армии или культура. А аптека позволяет «спасать» солдат, погибших в сражении, означая, что сокрушительные поражения теперь могут быть не такими уж сокрушительными.

Во всем замечательном дополнении это самый лучший элемент. В ванильной Clash of Cultures большой город будет точно таким же, как любой другой большой город. А здесь у городов будет разная специализация, свои преимущества и уязвимости. Пристроить крепость к городу с рынком или надеяться, что соседи будут с ним исключительно торговать? Заморочиться с портами для сбора ресурсов или с аптеками, чтобы меньше тратить на военщину? Разумеется, новые здания привязаны к технологиям в нижнем ряду, что делает эти технологии более значимыми и нужными.


В общем, Clash of Cultures: Civilizations это, наверное, лучшее дополнение, в которое мне довелось поиграть в этом году. Оно не просто добавляет что-то, а в корне меняет суть Clash of Cultures, придавая всему новый смысл. Новые юниты разнообразят армии, новые культуры делают все цивилизации непохожими, а новые здания делают непохожими все города — и все это так, как не предполагалось изначальной игрой.

Короче, если вы фанат оригинальной игры, это дополнение жизненно необходимо. Если хотите, забудьте все, что я говорил, и сосредоточьтесь на слонах. Они делают Clash of Cultures цельной.

Автор: Daniel Thurot
Оригинал: на БГГ

Комментариев нет:

Отправить комментарий