среда, 4 февраля 2015 г.

Сдуваем пыль с больших коробок

Во второй половине января удалось сделать то, что планировалось сделать еще в новогодние каникулы, а именно сыграть в Runewars и Clash of Cultures.


Некоторые ошибки приходится повторять очень часто, прежде чем научишься чему-нибудь. Например, я был уверен, что нельзя садиться за Runewars вечером, когда уже сыграны три партии в новые игры, даже если эти игры несложные. Но все были «за» и пришлось уступить.

На втором получасе объяснения/вспоминания правил началось нытье и не прекращалось уже до конца вечера. Это же сложная для восприятия игра, особенно если на столе она появляется раз в год и реже. Мы специально собирались поиграть именно в нее, но начать почему-то решили с трех других игр. С хороших, надо сказать, игр, хоть и заметно менее габаритных.


Путь в Индию, например, оказалась на удивление приятной и достаточно серьезной евроигрой с заметными и очевидными японскими корнями. Здесь совершенно непривычно используются кубики, которые одновременно считаются и кораблями, и товарами, и учеными, и казначеями. Мозг поначалу немного противится новшеству, но по ходу партии привыкает и начинает придумывать хитрые комбинации. Ощущения от игры, как от полноценной, большой евро, а не от филлера, коим прикидывается Путь в Индию, забравшись в маленькую коробочку. С удовольствием поиграю в нее как-нибудь еще.


Потом был Sobek. Про него много всего слышал, даже держал одно время в вишлисте, но до сих пор не играл. И зря. Отличная игра, хоть сбор коллекций и не мой конек. Всего в ней в меру: и свой огород, и немного агрессивных карт (ровно столько, чтобы не отпугнуть миролюбивых игроков, но и не разочаровать остальных), и «коррупционный» азарт. Люба, тем не менее, осталась не очень довольна и я порадовался, что не купил в свое время эту, пусть даже хорошую, игрушку.


Раз уж с основным блюдом дня не торопились (Runewars, если кто забыл), решили перед ним вставить еще и партию в Voluspa. Мне эта игра нравится с каждым разом все больше. И вчетвером отлично идет, не смотря на то, что не все так считают. По-моему, нет ничего плохого в том, что стратегия, подход и ощущения от игры вчетвером отличаются от игры на двоих. Хуже она от этого уж точно не становится.


Часок-полтора на подготовку с объяснением правил под дружное зевание, и вот мы играем в Runewars. Ситуация почти у всех игроков примерно схожая: карты тактики невнятные, квесты далеко, цели невыполнимы, где брать руны — непонятно. В таком ключе прошла вся отыгранная нами почти половина игры. За это время практически ничего не произошло. Армии застревали в активированных областях, умирали с боях с местными жителями и от зимних холодов. Герои сделали по паре бесполезных квестов, а один даже успел склеить ласты. Битв между игроками не было. Непонятно, то ли нужно чаще в это играть, то ли не нужно играть вообще.


Runewars все-таки странная игра. Она всегда оставляет смешанные чувства: запредельная эпичность происходящего соседствует с жуткой случайностью во всем, сводящей на нет любые попытки контролировать процесс. А если при этом кто-то (в худшем случае, жена) всячески демонстрирует, что ей ничего не нравится, четырехчасовая партия становится невыносимой. Все было настолько плохо, что я серьезно задумался об обмене этой «гробины» на что-нибудь более играбельное. Конечно, приятно иметь такую коробищу в коллекции, но если не играть, то зачем она? В общем, отношения Любы с играми от FFG в этом году продолжают портиться.


Clash of Cultures, в которую мы тоже как-то раз сыграли, мне почему-то казалась мини-рунворсом (куча правил, толкотня солдатами на поле, карты целей и тактики, огромный потенциал для Любиного недовольства), но на деле вышло совсем не так. Правил в ней тоже довольно много плюс есть какие-то неочевидные нюансы, о которых нужно помнить. Но в целом они понятнее и логичнее. Отдельным жирным плюсом была полная локализация всего содержимого игры, позволившая нормально работать с планшетом технологий и многочисленными картами не загружая мозги еще и переводом. Как нормально прикрепить перевод к планшету, я еще не придумал. Пара зажимов прекрасно справляется с функциональной частью (все зафиксировано, читается, кладется и достается), но с эстетической еще есть над чем поработать (углы торчат во все стороны и периодически мешают).


Несмотря на то, что мне подарили Clash of Cultures на день рождения еще в 2013 году, сам я в него играл первый раз. До этого однажды получилось поруководить игровым процессом в партии на троих, но этим знакомство с игрой и ограничилось. Памятуя о нелюбви Любы практически ко всему америтрешу, долго побаивался знакомить ее с этой игрой. Пришлось даже перевод делать, в основном, чтобы не портить первое впечатление от игры. Уловка сработала. Люба осталась практически довольна, а позже заявила, что Clash of Cultures похожа на хватиловскую Through the Ages: A Story of Civilization, и я с ней в этом отчасти согласен. Мы, конечно, не очень большие специалисты по цивилизациям (не играли, например, ни в Цивилизацию от FFG, ни в лежащую в дальнем углу Sid Meier's Civilization: The Boardgame, а Люба даже не видела компьютерную Civilization и имя Сида Мейера для нее пустой звук), но свое авторитетное мнение, как нынче модно делать, выскажем.


Clash of Cultures — это настоящая цивилизация. Игра, в достаточной степени близкая к компьютерному первоисточнику. Здесь реализована полноценная система технологий, отражен рост городов и их настроение, исследование мира, чудеса света, варвары и их поселения — все, что дает ощущение той самой игры. Именно этим «привкусом той самой цивилизации» Clash of Cultures напоминает совершенно другую по сути игру — Through the Ages. Приятно, что в здесь нет перекоса в военщину: в картах целей, за которые даются очки, всегда есть выбор между выполнением боевой задачи и какого-нибудь достижения в мирном развитии.


При всех перечисленных достоинствах, Clash of Cultures нравится не всем даже в нашей компании. Кое-кто (см. иллюстрацию к Voluspa) считает ее непонятной, унылой и не хочет в нее играть. И, что особенно удивительно, речь не о Любе. Да, у игры есть недостатки. Например, огромное и непонятное поле технологий, которое требует подробного изучения, чтобы развитие вашей цивилизации не происходило по принципу: «О, круто! Я тоже такое хочу!» с бессистемным копированием отдельных соседских технологий. Еще когда вникаешь в процесс и начинаешь оптимизировать свои действия, каждый ход получается очень много возни с ресурсами, что подтормаживает игру и может раздражать соседей.

В итоге, у нас в коллекции есть две хороших игры, которые со скрипом идут в нашей компании и от которых при случае можно избавиться, обменяв на что-нибудь полезное. Но, поскольку игры по-настоящему круты, торопиться не будем. Поиграем еще и подождем интересных предложений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий